Коллекция

 

ИЗ ИСТОРИИ КОЛОМЕНСКОГО ШЕЛКОТКАЧЕСТВА

В Коломне действительно научились в XVIII в. делать «из тряпья золото». Город стал в XVIII–XIX вв. одним из трёх–четырёх центров шёлкового производства в России.
Коломенские купцы и крестьяне Бабаевы, Левины, Савельев, Шепелев, Рыбаковы на своих фабриках производили баркатель, штоф, фай, бурдесуа и атлас, а также китайский, бухарский, миланский шёлк, платки парчовые, парчи золотные, мишурные кушаки.
С 1829 по 1870 гг. коломенские шёлковые фабриканты приняли участие в десяти Всероссийских выставках и даже были отмечены на Парижской выставке 1867 года.
Продавались коломенские изделия и ткани не только в России. Через Рижский порт они экспортировались в Европу, а также поставлялись на рынки стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Шёлковые платки ручного ткачества, с узорами золотой и серебряной нитью, синелью, бахромой сегодня хранятся в главных сокровищницах России — Эрмитаже, Государственном историческом музее, Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера).

КАК СОЗДАЁТСЯ НАША КОЛЛЕКЦИЯ

Наталья Никитина, генеральный директор АНО Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад», в сентябре 2019 года на выставке «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее увидела фату коноватную, произведённую в XIX веке в Коломне, и начала мечтать вернуть её домой. Не конкретно ту, а вообще фату коноватную коломенского производства. С этого началось более пристальное исследование шёлкового наследия Коломны и появление Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика».
Андрей Боровский – наш друг, искусствовед, исследователь народного костюма, художник однажды сообщил нам, что в Нью-Йорке на аукцион выставлена коноватная фата, но именно её купить не удалось. Лот ушёл россиянке, живущей в Италии. Чуть позже на аукционе в Нью-Йорке появляется ещё одна коноватная фата, из Финляндии. Вот её нам удалось купить и привезти в Коломну.
Андрей Боровский считает, что оригинальной фаты, произведенной в Сирии, в Канавате, городке недалеко от Дамаска, не сохранилось ни в одной коллекции в мире. То есть существуют только повторы из Коломны!
Позже Андрей Боровский помог нам найти и приобрести ещё 3 экспоната для нашей начинающейся коллекции.

Сегодня в нашей коллекции хранятся: 

– Фата коноватная. Ручное ткачество, шёлк, мишурные золотые нити.  Россия, производство коломенских мануфактур, конец XVIII – начало XIX вв. 110×216 см.
– Платок золотный (половинка). Ручное ткачество, шёлк, синель, золотные нити. Россия, производство коломенских мануфактур, 1830-40-е годы.  Фабрика Мартына Левина. 104x108x160 см.
– Платок золотный (фиолетовый). Ручное ткачество, шёлк, золотные нити. Россия, производство коломенских мануфактур, 1820-е годы. Предположительно фабрика Ивана Софроновича Левина. 99×95 см.
– Платок золотный. Ручное ткачество, шёлк (цвет шёлка сильно изменён), золотные нити. Россия, производство коломенских мануфактур, 1820-е годы. Предположительно фабрика Ивана Софроновича Левина. 105×94 см. 

ИСТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ШЁЛКА В КОЛОМНЕ

Шёлковые фабрики второй половины XVIII в.

Во второй половине XVIII–первой трети XIX в. русские шёлковые мануфактуры пользовались привозным шёлком, который закупали в Китае, Персии и Западной Европе. Это был так называемый шёлк-сырец, который разматывали на русских фабриках, получая нить, пригодную для дальнейшего производства.
Во второй половине XVIII в. в Коломне действовали следующие шёлковые фабрики:
1765–1770 – фабрика Сергея Попова и Евстафия Полетаева в приходе церкви Михаила Архангела;
1772–1779 – фабрика Сергея Попова, там же;
1770–1778 – фабрика Петра Котельникова;
1770–1780-е гг. – открываются фабрики Сопрона (Софрона) и Гурея Левиных в сельце Подлипки; они действуют до 1860-х гг. уже в Коломне;
1790-е гг. – в Подлипках же действуют фабрики Кирилла Данилова, Пимена Титова и Ефима Исаева; в Белых Колодезях – Масаловых;
1797–1800 – фабрика Ивана Ильича Ложечникова.

Шёлк-сырец коломенских фабрик.

По фабрикам Попова, Котельникова и Ложечникова из ведомостей об этих фабриках известно примерное происхождение шёлка-сырца. Так, на фабрике Сергея Попова использовался шемахинский, гилянский, македонский, мореянский, загорский шёлк.
У Петра Котельникова – кошанский (кашанский), шёлк-сырец гилянский, шёлк-сырец македовный (македонский).
У Ивана Ложечникова – сырец основной итальянский, сырец задунайский и бруцкий, сырец задунайский уточный, сырец основной; сырец крашеный основной итальянский, крашеный задунайский и бруцкий, крашеный уточный. При этом указывалось, что размотка этого шёлка-сырца производилась «на стороне». 

На какие местности указывают названия шёлка-сырца коломенских фабрик?

Азия.

Шемаха – местность в современном Азербайджане, в XVIII в. представлявшая из себя Шамахинское ханство.
Гилян – иранская провинция на юго-западном побережье Каспийского моря. Гилян был крупным производителем шёлка с XV в. нашей эры. В результате это провинция стала одной из самых богатых в Иране. Аннексия Сефевидов в XVI в. была, по крайней мере, частично мотивирована этим потоком доходов. Торговля шёлком, хотя и не производство, была монополией короны и единственным наиболее важным источником торговых доходов для имперской казны. Ещё в XVI в. и до середины XIX в. Гилян был крупнейшим экспортёром шёлка в Азию. Шах отдавал эту торговлю греческим и армянским купцам, а взамен получал значительную часть выручки.
Кашан (Кошан) – город в Иране, славился своим шёлком, коврами и другим текстилем. 

Балканы.

Македония в XVIII в. была частью Османской империи.
Морея – средневековое название полуострова Пелопоннес на крайней южной оконечности Балканского полуострова, в южной части современной Греческой Республики.
Загорье – по всей видимости, местность на Балканах, центральная Сербия или исторический регион в северной части Хорватии, к северу от столицы страны, Загреба.
Задунайский шёлк также происходит с Балкан, возможно, с территории современных Болгарии, Румынии, Венгрии.
Бруцкий шёлк – возможно, от города Брус в Сербии. 

Итальянский шёлк.

Таким образом, для коломенских фабрик второй половины XVIII в. характерны три основных поставщика шёлка-сырца:
1). Персия и Азербайджан – кашанский, гилянский, шемахинский шёлк.
2). Балканы – македонский, загорский, мореянский, задунайский, бруцкий шёлк.
3). Италия.
К сожалению, мы не знаем объёмы поставок каждого вида шёлка-сырца, но по его наименованиям видно, что у Попова и Котельникова азиатский и балканский шёлк представлены примерно в равных количествах. А у Ложечникова вообще весь шёлк был балканского и итальянского происхождения.
По XIX в. у нас нет таких подробных точных данных о происхождении шёлка-сырца на коломенских фабриках. Известно, что до 1830-х гг. практически всё волокно импортировалось в виде сырца и перерабатывалось в пряжу в России. Но уже с 1840-х гг. половина потребляемого сырья производилась внутри страны.
В 1840–1850-е гг. происходит дальнейшее замещение иностранного сырья на отечественное. Так, на фабриках Михаила Беляйкова (в Коломне и Санкт-Петербурге) в 1861 г. употреблялось не более 20 пудов иностранного шёлка ввиду его «необыкновенной дороговизны… Остальное количество составляет исключительно русский шёлк. Этот последний закупается или в Закавказском крае, или в русских губерниях, в которых занимаются разведением шёлка. Размотка сырого шёлка производится на коломенской фабрике посредством двух машин в 120 веретён каждая; кручение на 12 машинах в 180 веретён каждая». При этом «ежегодное количество шёлка-сырца, перерабатываемого на коломенской фабрике, простирается от 600 до 700 пудов». 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОЛОМЕНСКИХ ШЁЛКОВЫХ ФАБРИК

Исследователи выделяют четыре этапа развития шёлковых производств в г. Коломна.

1-й этап. До жаккардового станка.
Фабрики второй половины XVIII в. связывают с такими купеческими фамилиями как Попов и Полетаев, Котельников, Ложечников и с началом деятельности Левиных.
Ассортимент этих фабрик включал такие наименования как: платки манерные большой/ средней/ малой руки, платки штофные большой/ средней руки, платки гладкие большой/ малой руки, платки гладкие, платки атласные большой руки, парча богатая с переборками, тафта, тафта разных цветов, платки тафтяные разных цветов, гронитур (гарнитур), коноват, платки барсовые, штоф одноцветный чисто-малиновый, фаты канаватные двойные/ одинокие, фаты коноватные двойные с переборкой, фаты флёровые двойные с переборкой, парча по дамаску, парча по гранитуру.

2-й этап. Жаккардовый станок.
К этому периоду относят расцвет фабрик Левиных, начало производств Бабаевых в конце 1820-х– начале 1840-х гг.
Жаккардовый станок был изобретён Жозефом Мари Жаккаром в 1804 г.
В 1822 он попал в Россию и получил широкое распространение уже во второй половине 1820-х–начале 1830-х гг.
Ассортимент золотных тканей Левиных включал такие наименования как: парча (богатая, средняя, разных цветов по атласу, с шёлковою травкою или шелкотравныя); фризе серебряный с травкою, материи разных цветов, брокатель, штофы разных цветов, парчи разных украшений и цветов, фризе золотое, насыпки, глазеты золотые, бархаты, штофы, коноват полосатый, платки разных цветов и узоров, парча однозолотная, парча мишурная, парча по атласу с золотом, бархат разноцветный с золотом, бархат с золотом, платки с золотом, фаты мишурные, штоф травчатый, бархатель разноцветная, штоф кружевной. 

3-й этап. Переход к паровым двигателям.
К этому периоду относят расцвет фабрик Бабаевых в период с 1850-х по 1870-е годы.
Ассортимент фабрик Бабаевых включал такие наименования как: штоф, штоф крестьянский, штоф мебельный, баркатель (брокатель), бархат, бархат золотой, атлас, атлас шёлковый, атлас полушёлковый, полуатлас, сарндубль, платки. 

4-й этап. Закрытие шёлковых фабрик – вместо них возникают шёлкокрутильные.
К этому периоду относят работу фабрикантов Рыбаковых, К. Абега (К. Ангилери) и др. в конце XIX– начале XX в. При этом сохраняются мелкие фабрики, выпускавшие шёлковые ткани. 

КОНОВАТ (КАНАВАТ) В КОЛОМНЕ

На протяжении XVIII в. основное производство коноватов находилось в Астрахани. В конце XVIII в. выпуск коноватов сокращается и сосредоточивается на мануфактурах Коломны, где их выделывали в течение всей первой половины XIX в., пока носили сарафаны. В продолговатых коноватах, состоявших иногда из двух неразрезанных платков, середина заткана чётким геометрическим орнаментом из кругов или квадратов, а кайма украшена цветочным узором на фоне изломанных полос, характерных для среднеазиатских тканей. Причина: центром их производства в XVIII в. была Астрахань, испытавшая сильное влияние восточной культуры. 

Все упоминания о производстве коновата в Коломне:
1777–1778 гг. – Сергей Попов. «Коноват». 2 стана, 350 шт. за полгода.
1797–1800 гг. – Иван Ложечников. «Фата канаватная, двойная и одинарная».
1833 г. – Григорий и Михаил Левины. «Коноват полосатый».
1841 г. – Мартын Гурьевич Левин. «Фаты коноватные». 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Бурдесуа (бур-де-суа) – охлопки, отходы шёлкопрядения; ткань, изготовленная из отходов шёлкопрядения, а потому уступавшая в цене и престижности пу-де-суа; изделия из такой ткани (платки, шали).
Жаккардовый станок – зевообразовательный механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых жаккардовых тканей, созданный в 1804 г. Ж.М. Жаккаром.
Золотная ткань – общее название тканей, содержащих в своём строении золотые, серебряные или металлические нити.
Мишура – поддельное швейное и ткацкое золото и серебро; нить и бить из олова или меди и приготовленные из них вещи; обманчивый лоск и блеск (В.И. Даль).
Охлопья (охлопки, сдор) – клочки, комья какого-либо волокнистого вещества.
Парча – общее название для различных видов золотных тканей с узором.
Парча апплике – парча среднего сорта, вытканная с нитью из накладного серебра (апплике) (содержание серебра от 15%).
Парча богатая – парча высшего сорта, вытканная с золотой или серебряной нитью высокой пробы (содержание серебра от 94%).
Парча мишурная – парча низшего сорта, вытканная с мишурной нитью (содержание серебра менее 2%).
Платок – кусок ткани (обычно квадратный), имеющий различные назначения.
Пудесуа – ткань высшего сорта, с французского (pou-de-soie) переводится как «тутовый шелкопряд», или же «червячный шёлк» (тутовый шёлк).
Шаль – долгий платок на плеча, двойной плат (В.И. Даль).
Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.
Шёлк – род жёлтой, мягкой, нежной, лёгкой, вязкой нити, каковую производят черви шелковичные и каковою обвивают они свои гнёзда, в коих покоятся до превращения своего в крылатое насекомое (Словарь Академии Российской, 1789–1794).
Шёлк-сырец – шёлковая нить, получаемая соединением нескольких (чаще 5–10) продольно сложенных коконных нитей (шелковин) в одну, который разматывается, получая нить, пригодную для дальнейшего производства.

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

Где можно найти изображения коломенских узорных и золотных тканей, коноватных фат, платков:

  1. Цикл лекций к выставке «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», СМ.: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2018/11/cikl_lekciy_platki_i_shali/index.php  
  2. Блог Ирины Дворкиной О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЕ, СМ.: https://irinadvorkina.livejournal.com/131916.html 
  3. В частности, пост о выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков из собрания Русского музея», СМ.: https://irinadvorkina.livejournal.com/131916.html 
  4. Коллекция тканей XV – XIX вв. Музея Сергиева Посада, СМ.: http://old.museum-sp.ru/coll_tkani.html
  5. Коллекция шёлковых платков конца XVII – начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Каталог. Владимир. 2011. СМ.: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Katalog_shyolkovykh_platkov_kon_18_nach_20_vv.pdf 
  6. Блог Маргариты Мозголовой на Дзен и статьи:
    – Виды тканей позапрошлых веков. СМ.: https://dzen.ru/a/XqIFRPPfvnuYgySE
    – Развитие ткацких фабрик в Коломне. Часть I. https://dzen.ru/a/Xp3hR1bWJgvO2sHx
    – Развитие ткацких фабрик в Коломне. Часть II. https://dzen.ru/a/XqAToR6laFM98PrQ 

Полезная литература:

  1. Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани России XVI – начала ХХ веков: Из фондов ГИМ. – М., 1999. – 160 с.: илл.
  2. Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани России XVI – начала
    XX веков (Из фондов Государственного Исторического музея). М., 1997
  3. Гордеева О., Ефимова Л., Кузнецова М. Русские узорные ткани XVII – начало XX веков. – М.: АЛЬФА-ДИЗАЙН, 2004. – 224 с.
  4. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX вв. М., 1995. 
  5. Ковалева Н. И. Проблемы изучения парчовых платков и головных покрывал подмосковных фабрик Левиных // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2018. – № 2. – С. 52–59. – EDN YMJVBB. СМ.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36351143 
  6. Ломако Е.Л. Русский провинциальный город екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века. Коломна, 2013.
  7. Ломако Е.Л., Соза Л.Н. Коломенское купечество второй половины XVIII – начала XX в.: эволюция предпринимательской деятельности // ТОРГОВЛЯ, КУПЕЧЕСТВО И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ В XVI–XIX ВВ. Сборник материалов Третьей международной научной конференции. Том II. Редактор-составитель А.И. Раздорский. 2015. Издательство: МГОСГИ (Коломна). СМ.: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24974928_75280434.pdf 
  8. Орфинская О.В., Шапиро Б.Л. Золотные ткани и золотосеребряное кружево в женских головных уборах XVIII в. // Поволжская археология. 2015. №3 (13).
  9. Платки и шали в России XVIII–XXI веков из собрания Русского музея. СПб: Palace Editions, 2018. 216 страниц, 245 цветных иллюстраций. СМ. http://rusmuseum.ru/editions/catalogues-albums/2018/platki-i-shali-v-rossii-xviii-xxi-vekov-iz-sobraniya-russkogo-muzeya/ 
  10. Полякова Е.В. Русские золотные ткани XVIII – начала XX в. (к проблеме формирования национального стиля). Диссертация. М., 2008.
  11. Полякова Е.В. Русские золотные ткани XVIII – начала XX веков. Диссертация. М., 2008. СМ.: https://search.rsl.ru/ru/record/01004103827 Автореферат доступен на https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004103827.pdf 
  12. Полякова, Е. В. Шелкоткацкие фабрики Коломны конца XVIII – 1-й половины XIX вв. К истории промышленных династий Левиных // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2019. – № 2-1. – С. 247–262. – EDN AURKSN. СМ.: https://stroganov-academy.org/images/content/nauka_vestnik/vestnik-articles/vestnik-2-1-2019/e-v-polyakova-shelkotkackie-fabriki-kolomny-konca-xviii-1-j-poloviny-xix-vv-k-istorii-promyshlennyh-dinastij-levinyh.pdf

Художественная литература и мемуары:

  1. Лажечников И.И. Беленькие, чёрненькие и серенькие. // Лажечников И. И. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 1. М.: Можайск-Терра, 1994. СМ.: http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_i_i/text_0160.shtml 
  2. Лажечников И.И. Знакомство моё с Пушкиным. // И.И.Лажечников. «Басурман. Колдун на Сухаревой башне. Очерки-воспоминания», Издательство «Советская Россия», Москва, 1989. СМ.: http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_i_i/text_0050.shtml 
  3. Лажечников И.И. Ледяной дом, 1835 // Лажечников И.И. Ледяной дом. Изд. Народная асвета, Минск, 1985. СМ.: http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_i_i/text_0020.shtml
  4. Лажечников И.И. Немного лет назад. // Лажечников И.И. Собрание сочинений в 6 томах. Можайск-Терра. 1994. Том 2. СМ.: https://knigogid.ru/books/1171469-i-i-lazhechnikov-sobranie-sochineniy-v-shesti-tomah-tom-2/toread?update_page