В Коломне завершились дизайн-резиденции «Канительные дела» и началась подготовка к выставке
В музее-лаборатории «Шелковая фабрика» успешно завершился первый этап проекта «Канительные дела», получившего поддержку в конкурсе «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект стал творческим мостом между прошлым коломенского шелкового и золототкацкого производства и актуальными художественными практиками.
В течение лета музей принимал современных дизайнеров, текстильных художников и ремесленников из разных уголков России, в рамках резиденций состоялись также открытые лекции и мастер-классы.
Ретроспектива событий: лето творческих экспериментов
Евгения Ядрышникова (Челябинск) открыла программу. Ее резиденция началась с глубокого погружения в историю: на лекции «Традиционный костюм Южного Урала» она раскрыла, как вероисповедание, социальный статус и городская мода формировали народный стиль. На последовавшем мастер-классе «Ваш город» участники создавали текстильные портреты Коломны и своих родных мест в технике художественной ручной стежки из лоскутов, перенося на ткань воспоминания и узнаваемые силуэты.
Лада Ладная (Тюмень) предложила гостям взглянуть на ткань с научной точки зрения. Ее лекция «Размышления о расщеплении» была посвящена инновационным методам работы с материалом. Лада рассказала и показала, как с помощью химических реагентов, например, серной кислоты, можно перерабатывать хлопок и шелк, создавая совершенно новые, удивительные полотна без использования традиционного ткацкого станка. Это был разговор о том, как современное искусство заимствует принципы у природы.
Ирина Чернова (Московская область) обратилась к наследию фабрики напрямую. В рамках своего проекта «Как если бы…» она представила альтернативную реальность, где коломенские мануфактуры продолжают работать. Ирина показала, как рисунки архивных коломенских платков XVIII–XIX веков можно переосмыслить в современных текстильных паттернах. Результатом стала коллекция стилизованных платков на шелке и батисте — современный взгляд на исторический дизайн.
Елена Дудырина (Красноярск) подарила участникам своего мастер-класса возможность создать собственный «Кокон» — уютный подсвечник в технике валяния на шелке. Ее работа, представленная ранее на выставке «Из тряпья золото» в музее, символизировала новое дыхание и возрождение фабрики. Мастер-класс был не только о рукоделии, но и о тактильности, игре света и тени, которая возникает, когда сквозь шерсть и шелк проникает огонь свечи.
Юлия Немтинова (Чайковский, Пермский край) стала финальным аккордом резиденции. Сначала она провела «Не_лекцию о коллекции абровых поясов», где подробно разобрала символику и технологию этого важнейшего элемента русского костюма. Затем на мастер-шоу «Выкладные пояса – буквы, узоры» участники под ее руководством на общем станке создали коллективное тканое панно, где каждый выложил свой уникальный узор или букву, погрузившись в гипнотический ритм ручного ткачества.
По словам куратора резиденций – Наталии Цветковой, профессора кафедры художественного текстиля СПГХПА, доктора искусствоведения: «Проект «Канительные дела» блестяще продемонстрировал, как историческое наследие может стать катализатором современного творчества. Уникальность этой резиденции — в создании осмысленного диалога между традицией коломенского золотного дела и актуальными художественными методами. Каждый резидент, словно проводник, нашел свой маршрут в этом пространстве — от тактильной археологии Евгении Ядрышниковой до футуристичных материальных экспериментов Лады Ладной. Важно, что проект не просто представил серию объектов, но и создал живую среду для обмена знаниями, доказав, что музей сегодня — это открытая лаборатория будущего».
Кульминацией проекта «Канительные дела» станет финальная выставка весной 2026 года, где будут представлены авторские работы, созданные резидентами.
Организатор проекта: Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад».
Сайт музейного кластера «Коломенский посад»: https://kolomnaposad.ru/