О проекте
«ИЗ ТРЯПЬЯ ЗОЛОТО»
Проект «Из тряпья золото» стремится актуализировать шёлковое наследие Коломны и вернуть его в обиход и современную экономику города, одновременно развивая пространство и сообщество Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика».
Основной задачей проекта является запуск художественно-производственной лаборатории – экспериментального пространства, где творческие люди разных профессий, художники, технологи, мастера, студенты профильных вузов и эксперты в области ткачества совместно будут проектировать и создавать новые продукты на основе коломенского шёлкового наследия. Формы актуализации шёлкового наследия могут лежать в плоскости технологических инноваций и его художественного осмысления.
Шёлкоткачество – один из исторических брендов Коломны, имевший огромное значение как для культуры, так и для экономики города. Златотканые, коноватные и другие шёлковые ткани и изделия из них создавали славу Коломне далеко за её пределами. В XVIII–XIX веках на территории города работало пять шёлковых фабрик полного цикла: от размотки кокона до готового изделия. В конце XIX века производства закрылись, традиции и технологии были забыты.
Проект «Из тряпья золото» родился из изучения индустриального и творческого наследия Коломны. Его название отсылает к цитате из романа И.И. Лажечникова «Немного лет назад», где он описывает Коломну и упоминает, что «наши доморощенные алхимики ведали тайну творить из тряпья золото и сбывали своё изделие на Дону и в других степных губерниях через … граждан, которые от того страшно богатели».
Исторически подтверждено, что в Коломне, помимо высококачественных шёлковых тканей, существовало производство имитаций дорогих тканей, где использовались «мишурные нити» (позолоченные или посеребрённые медные нити), что позволяло создавать доступные более широкому кругу потребителей изделия.
В рамках художественно-производственной лаборатории проводится серия творческих мастерских в Коломне, где исследуется история и современные тренды дизайна, производства и применения шёлка. На основе полученных знаний отобранные по конкурсу участники мастерских разрабатывают линейку актуальных продуктов для коломенских музейных проектов и потребительского рынка.
Отобранные прототипы продуктов (объекты/изделия/изображения) будут представлены на суд экспертного жюри и общественности на итоговой выставке проекта.
Разработки, победившие в проекте, будут запущены в серийное производство, войдут в продуктовую линейку коломенского музейно-творческого кластера и будут представлены на «Шёлковой фабрике». Это позволит восстановить преемственность традиций, а также запустить механизм включения представителей сообщества мастеров, дизайнеров и художников в творческую и туристскую индустрию Коломны.
Творческие мастерские последовательно работают в четырех основных номинациях, каждая из которых связана с проектами АНО Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад» и реализацией стратегии развития музейно-творческого кластера в городе и, в частности, Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика».
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКИХ
7–8 июля Онлайн-мастерская «Шёлковое наследие и технологии»
16–18 июля Мастерская «Из тряпья золото»
30 июля–1 августа Мастерская «Кукла коломенская»
13–15 августа Мастерская «Райский сад»
27–29 августа Мастерская «Бурдесуа»
11–12 сентября Онлайн-мастерская «Шёлковое наследие и технологии»
23–25 сентября Мастерская «Кукла коломенская»
7–9 октября Мастерская «Райский сад»
22–24 октября Мастерская «Бурдесуа»
5–7 ноября Мастерская «Из тряпья золото»
ПОДРОБНЕЕ О НОМИНАЦИЯХ
НОМИНАЦИЯ «ИЗ ТРЯПЬЯ ЗОЛОТО»
История вопроса:
Коломенские купцы, используя в производстве ткани мишурные нити (посеребрённые/ позолоченные медные нити), вместо дорогих золотных создавали качественную имитацию дорогих тканей, доступную более широкому кругу потребителей. Делали «из тряпья золото». Своеобразная доступная роскошь, то, что сегодня мы называем масс-маркет (товары массового потребления).
Но коломенские шёлковые фабрики также специализировались и на производстве дорогостоящих шёлковых тканей: парчи, парчи по атласу, бархата, которые могли содержать золотные нити высокой пробы.
Ожидаемый результат:
Творческая технологическая доработка и переработка продукта или изделия, повышающая его ценность и актуальность, в том числе через внедрение инновационных материалов и технологий, сочетание приёмов и техник, интерпретирующих традиции коломенского ткачества, в том числе золотного.
Что планируем делать:
• изучить исторические золотные и интерьерные ткани и образы (материалы для вдохновения – список литературы, ссылки на источники и аналоги);
• разработать авторские концепции;
• создать современные и актуальные авторские ткани и/или изделия с использованием различных технологических приёмов: крашения, печати, ткачества, мерёжки, вышивки, кружевоплетения, с включением инновационных нитей и иных новых подходов к работе с текстилем.
НОМИНАЦИЯ «КУКЛА КОЛОМЕНСКАЯ»
История вопроса:
В XVIII–XIX веках барышни заказывали и шили из местных тканей праздничные наряды. Так сложилось понятие «кукла коломенская» – девушка, одетая нарядно, с шиком, иногда сочетающая в костюме самые разные ткани, орнаменты, фактуры, чтобы создать максимально эффектный, часто многослойный образ.
Ожидаемый результат:
Работа с различными элементами традиционного кроя, украшениями женского наряда, актуализацией традиционного образа и создание авторских элементов, аксессуаров или полного ансамбля костюма.
Что планируем делать:
• изучить исторический костюм и образы (материалы для вдохновения – список литературы, ссылки на источники и аналоги);
• разработать авторские концепции образов, капсульную коллекцию;
• создать современные и актуальные авторские аксессуары, элементы или полный ансамбль костюма с использованием мотивов коломенских золотных тканей, вышивок, лент, тесьмы, украшения камнями, жемчугом, кружевом и т.д.
НОМИНАЦИЯ «РАЙСКИЙ САД»
История вопроса:
Коломенские золотные ткани, платки, фаты и коноваты были декорированы эффектными орнаментами, в основе которых лежат стилизованные образы «райских садов», наполненных сказочными цветами, ягодами, плодами и травами, переплетённых лентами и нитями жемчуга.
Ожидаемый результат:
Работа с интерпретацией и актуализацией традиционных мотивов и орнаментов коломенских тканей; поиск новой семантики.
Что планируем делать:
• изучить исторические коломенские орнаменты по библиотеке образов (материалы для вдохновения – список литературы, ссылки на источники и аналоги, фото коллекции Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика»);
• разработать авторские графические приёмы и орнаменты;
• создать изделия или линейки изделий с использованием авторского паттерна и с учётом современных тенденций.
НОМИНАЦИЯ «БУРДЕСУА»
История вопроса:
Ткань и технология производства ткани из остатков, отходов, выбраковки при обработке шёлкового сырья (шёлковых охлопков). В XIX веке это была инновационная технология безотходного производства.
Из этой ткани изготавливали платки, шали и интерьерные ткани.
Ожидаемый результат:
Использование текстильных отходов и вторсырья для создания новых тканей и изделий с учётом экологической повестки, трендов на ресайклинг и апсайклинг.
Что планируем делать:
• изучить исторические технологии производства бурдесуа (материалы для вдохновения – список литературы, ссылки на источники и аналоги, фото коллекции Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика»);
• разработать авторские концепции;
• создать с учётом экологической повестки, трендов на ресайклинг и апсайклинг изделия или линейки изделий с использованием инновационных авторских методов;
• возможно применение и сочетание различных природных материалов.
Проект «Из тряпья золото» реализуется Центром познавательного туризма «Коломенский Посад» — победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.