Новости

Отыскивая «модные ключи»

Отыскивая «модные ключи»

В ноябре в Коломне завершился масштабный этап проекта «Из тряпья золото». 8 лабораторий, 4 месяца упорной работы, 40 лекций и образовательных событий, 75 участников – художников, ремесленников, дизайнеров.Проект «Из тряпья золото» инициирован Коломенским центром познавательного туризма «Коломенский Посад» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Целью проекта является актуализация шёлкового наследия Коломны и возвращение его в обиход и современную экономику города. Именно поэтому в ходе мастерских участники придумали и разработали абсолютно новые проекты на основе коломенского шёлкового наследия.География проекта поражает. В мастерских Музея-лаборатории «Шёлковая фабрика» приняли участие как мастера из Коломны, Москвы и Подмосковья, так и из других регионов России: Рязани, Нижнего Новгорода, Воронежа, Казани, Перми, Оренбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Тюмени, Сочи, Вышнего Волочка.Теперь наступает самый ответственный этап — выбор участников, чьи проекты будут воплощены в жизнь и представлены на выставке в феврале будущего года на «Шёлковой фабрике».

Мы поговорили с Андреем Боровским (г. Москва), искусствоведом, этнокультурологом, исследователем традиционного костюма, который выступил экспертом проекта, о том, что было особенно ценного и полезного в формате лаборатории.  

«На мой взгляд, главная цель проекта “Из тряпья золото” – это создание профессионального художественного сообщества, способного развивать новые идеи. Творческая лаборатория собрала действительно практиков и профессионалов своего дела, поэтому формы совместной работы более походили на арт-резиденции – мы старались открыть участникам поле новых тем и дать новые инструменты творчества, чтобы всё остальное вырастало само в сложившейся среде равноправного общения. Это – одна из ценностей, отмечаемая участниками: яркие и состоявшиеся мастера всё ещё жалуются на “информационный вакуум” и отсутствие сообществ, помогающих обрести уверенность и двигаться вперёд.

Я постарался пригласить к участию в лаборатории своих друзей, которых давно знаю и восторгаюсь их творчеством. География проекта получилась впечатляющей – от Воронежа до Урала. Главное, с чем резиденты разъехались по своим городам, – это новые друзья и единомышленники, общение с которыми не прерывается. А самое ценное, что приобрела Коломна, – это круг друзей, очарованных городом и, несомненно, намеренных возвращаться сюда вновь и вновь.

Не было нужды учить резидентов ткачеству или вышивке, моделированию одежды или дизайну орнаментов – несомненно, они не только умеют это лучше нас, но и каждый обладает собственным сложившимся и узнаваемым художественным языком и стилем. Вместе мы учились работать с идеями и символическими ресурсами, выстраивать семантические связи, облекать ассоциации в зримые образы, находить и присваивать новое, чтобы обогатить собственный творческий язык. Это было новой практикой, порой даже вызывающей сопротивление, как любой непривычный опыт.

Где же искать источники вдохновения? Повсюду: в глубине веков и в дне сегодняшнем, в высоком искусстве и в массовой культуре, в великом и в мелочах – во всём, что обращает на себя внимание художника. В богатейшем наследии Коломны можно найти что угодно на свой вкус, не только легендарные драгоценные ткани “золотого века” коломенского шёлка. Поэтому образовательную программу мы постарались сделать максимально разнообразной и неожиданной. Можно попытаться представить, как бы выглядели самые фантастические цветы с коломенских шелков, если бы мы встретили их в сказочном саду. Можно, говоря о неповторимом лице Коломны, за архитектурным фасадом рассмотреть обычных горожан и уловить коллективный “модный вкус” коломенских улиц. Можно поговорить о советской моде 1960-х и понять, как мировые тренды сочетаются с их провинциальным воплощением, как каждый стиль существует не только на подиуме, но и в повседневных мелочах. Я же постарался рассказать о русском традиционном народном костюме так, как о нём почти никогда не говорят – отыскивая “модные ключи”, которые делают понятным и стремление к роскоши и не меняющиеся столетиями каноны красоты.

Что получится в итоге, и чего мы ждём? Это будет сюрпризом, как для нас, так и для участников. Каждая идея зреет в тишине, ей нужно время и заботливое взращивание, её нужно удобрять новыми знаниями и аккуратно обрезать лишнее. Мы лишь постарались дать плодородную почву. А ещё – свою искреннюю поддержку, чтобы она помогла преодолеть сомнения на этом пути творчества».

Проект «Из тряпья золото» реализуется Коломенским центром познавательного туризма «Коломенский Посад» — победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

По вопросам организации съёмок и интервью, обращайтесь к PR-менеджеру проекта Оксане Власовой по адресу pr@kolomnaposad.ru и тел.: +7 926 203 31 47

Подписывайтесь и следите за новостями проекта в Телеграме https://t.me/kolomnasilkfactory и в ВК https://vk.com/kolomnasilkfactory

 Музей-лаборатория «Шёлковая фабрика» – современное пространство на бывшей шёлковой фабрике купцов Левиных и Бабаевых первой половины XIX века. Знакомьтесь: https://silkfactory.ru

Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад» ставит своей целью комплексное развитие исторической территории города – Коломенского посада. Проведение социокультурных исследований, проекты реставрации исторических домов и приспособление их под новые функции (музеи, центры гостеприимства, арт-резиденции, кафе, образовательные центры), восстановление традиционных производств и ремёсел, реновация городской среды в опоре на локальное наследие и символические ресурсы – то, что составляет основу деятельности Центра. Команда АНО «Коломенский Посад» – создатели таких проектов, как Музей истории со вкусом «Коломенская пастила», музей «Калачная», музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», Музей-Навигатор, Музей-лаборатория «Шёлковая фабрика», литературное кафе «Лажечников», а также Международный яблочно-книжный фестиваль и др. Подробнее: https://kolomnaposad.ru/